Статьи

Остановка и стоянка


Вопросы, связанные с остановкой и стоянкой, часто являются причиной недоразумений между водителем и сотрудниками ГАИ. В городах нарушение правил остановки и стоянки является, пожалуй, одним из наиболее распространенных нарушений ПДД - действительных или мнимых. Правда, после внесения изменений в КоАП у сотрудников ГАИ отобрали полномочия изымать номерные знаки с целью «обеспечения оформления нарушений», и острота проблемы снизилась. Ведь номерные знаки снимали, как правило, именно с автомобилей, припаркованных с нарушением ПДД, в результате чего владелец на длительное время терял возможность пользоваться машиной. Сейчас речь идет только об административном взыскании за нарушение ПДД. Это, однако, не значит, что с наложением такого взыскания, если это делается явно неправильно, нужно соглашаться...

Каждый водитель должен четко знать разницу между остановкой и стоянкой. Согласно п. 1.10 ПДД, остановка - это прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадкиысадки) пассажиров или загрузкиыгрузки) груза, выполнения требований ПДД (предоставления преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.). Соответственно, стоянкапрекращение движения на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкойысадкой) пассажиров или загрузкойыгрузкой) груза, выполнением требований ПДД (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.). Зачем это нужно?

Дело в том, что на практике встречаются ситуации, когда водителя наказывают за стоянку в месте, где она запрещена, но разрешена остановка. И вот здесь инспектор, составивший протокол, должен предоставить доказательства того, что «прекращение движения» длилось более 5 минут и не было связано с погрузкойыгрузкой.

Реально такие доказательства предоставить практически невоз¬можно, если только автомобиль не завален по самые ручки дверей снегом, выпавшим неделю назад... В спорных случаях водитель мо¬жет указать в своих объяснениях к протоколу, что остановка про¬должалась менее 5 минут или была связана с погрузкойыгрузкой (например, один человек таскал к машине несколько мешков доста¬точно длительное время), а потому стоянкой не являлась.

Нужно помнить и о том, что действие знаков «остановка запрещена» и «стоянка запрещена» распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установле¬ны. В случае предъявления претензий со стороны сотрудника ГАИ и составления протокола водитель должен указать в своих пояснени¬ях, что остановился на другой стороне дороги, а не на той, что обо¬значена знаком, и сослаться на соответствующее положение ПДД. Перечень мест, где запрещена остановка или стоянка, приведенный в ПДД, является исключительным. Во всех ос¬тальных случаях ограничения на остановку или стоянку могут вво¬диться только средствами регулирования движениядорожными знаками или разметкой.

Ограничения, не предусмотренные ПДД, могут вводиться ме¬стными властями в соответствующем порядке на отдельных участ¬ках, которые и обозначаются при этом соответствующими знаками. Но они не имеют права запрещать стоянку на территориях определенного типа или, например, везде, кроме охраняемых стоянок, в ночное время.

Все же такие казусы происходят и, увы, нередко. Если води¬теля привлекают к ответственности за такие «нарушения», то в своих объяснениях он должен отметить: «Остановка (стоянка) осуществлялась... (назвать место). В данном месте ПДД остановка (стоянка) не запрещена. Запрещающие ее знаки также отсутствуют. 4.2 ст.41 Закона устанавливает: «Вопросы организации движения и его безопасности регулируются Правилами дорожного движения, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины». Поэтому установление каких-либо ограничений, не предусмотренных ПДД, на местном уровне не отвечает требо¬ваниям закона и, следовательно, требованиям ст. 19 Конституции Украины. Помимо того, ст. 122 КоАП, ч.2, которой предусматривается ответственность за нарушение правил оста¬новки и стоянки, устанавливает ответственность за нарушение именно ПДД, а не других подзаконных актов или актов местных органов власти. Требования ПДД мною не нарушены. На этом основании считаю себя невиновным в совершении административного правонарушения».

При рассмотрении дела судьей следует заявить ходатайство о прекращении дела за отсутствием состава административного пра¬вонарушения, обосновав его теми же аргументами.

Отдельная тема, и притом чрезвычайно «больная», — это стоянка транспортных средств в жилых районах. Что особенно актуально в крупных городах, где большинство автомобилей, принадлежащих частным владельцам, не обеспечены гаражами или охраняемыми стоянками.

Правда, рейды ГАИ с целью наказания за нарушение правил стоянки владельцев автомобилей, хранящих их возле домов, сейчас редкость. Но достаточно распространенным является другое явление: если машину обворовали или изуродовали, вызванные сотрудники милиции пытаются выставить в роли нарушителя ПДД самого потерпевшего, свалив на него, таким образом, хотя бы часть ответственности.

Делать это дает возможность формулировка пп. «б» п.26.2 ПДД, согласно которой в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств вне специально отведенных мест и такое их расположение, которое затрудняет движение пешеходов и проезд оперативных или специальных транспортных средств. Применение такой формулировки дает возможность сотрудникам милиции счи¬тать стоянку практически в любом месте жилого района нарушени¬ем ПДД — и действовать соответственно.

Правы ли они в этом? Давайте посмотрим.

Во-первых, в любом жилом районе имеются асфальтирован¬ные площадки, которые предназначены специально для стоянки транспортных средств и ни для чего иного. Это и есть «специально отведенные места». Дорожными знаками они обычно не обозначены. Но ПДД и не требуют, чтобы такие места в пределах жилых зон были обозначены средствами регулирования дорожного движения. (Кстати, большинство платных стоянок Союза автомобилистов ими не обозначены тоже.) Потому на этих площадках стоянка транспортных средств будет законной.

Кроме того, что такое жилая зона?

П.1.10 ПДД дает такое определение: «Жилая зона — дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные до¬рожным знаком 5.31». Раздел 5 приложения 1 ПДД уточняет: «Отдельные дворовые территории знаками 5.31 и 5.32 не обозначаются, но в них действуют требования раздела 26 настоящих Правил» (т.е. правила движения в жилой зоне).

Сотрудники милиции любую территорию, расположенную не¬вдалеке от жилых домов, считают «отдельной дворовой территори¬ей» со всеми вытекающими последствиями. Однако на самом деле это, как правило, не так.

Большинство населения крупных городов (да и не только круп¬ных) проживает в современных жилых массивах. Такие массивы представляют собою сложное переплетение проездов (как правило, сквозных), территорий школ, детских садов (как правило, огороженных), зеленых насаждений, стоящих между ними жилых домов и других зданий, обеспечивающих инфраструктурумедицинских, коммунальных, торговых учреждений...

Такой жилой массив - никак не «дворовая территория». Это — часть населенного пункта. Она, не будучи обозначена соответ¬ствующими дорожными знаками (чего, как правило, не бывает), статуса жилой зоны в соответствии с ПДД не имеет. Здесь дейст¬вуют общие правила, предусмотренные для движения в населен¬ных пунктах.

Архитектура подобных массивов такова, что выделить «отдель¬ные дворовые территории» нет возможности. Вот, например: от проезжей части улицы отходит въезд в жилой район, с одной сторо¬ны от негоздание кинотеатра и площадка для парковки («выступ» проезжей части, никак от нее не отделенный), сдругойжилой дом с расположенными на первом этаже магазинами. Это дворовая тер¬ритория? Нет. И если она не обозначена соответствующим знаком, это не жилая зона.

А вот от этой проезжей части отходит неширокая дорожка. Она проходит мимо еще одного дома, а сдругой стороныгазон; потом она вливается в еще одну дорогучуть шире и с тротуа¬рами, которая, в свою очередь, идет мимо школы... Это все дво¬ровые территории? Нет. На таких вот современных массивах вообще нет «отдельных дворовых территорий» — здесь они никак не отделены от остальных, здесь, по сути, вообще нет понятия двора. Весь такой массив в комплексе можно рассматри¬вать только как «часть населенного пункта», которая становится жилой зоной, только когда обозначена со¬ответствующими знаками...

Поэтому в случае конфликта с сотрудниками милиции по по¬воду

Назад

 
Оставить отзыв
Закрыть

Отзыв:


Ваше имя:  

Ваше email:  

Число с картинки:   число