Статьи

Как переехать перекресток или переход, и не быть оштрафованным


По статистике ГАИ, самыми горячими местами на дорогах являются перекрестки и  пешеходные переходы. Именно тут фиксируют наибольшее количество нарушений, и разгораются самые жаркие споры между участниками дородного движения. Наиболее опасными и распространенными являются:

1.   проезд регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал сфетофора;

2.  создание помехи водителю, который имеет преимущество в движении;

3.  не предоставление дороги переходам на нерегулируемом переходе.

 

В первой ситуации редко можно встретить откровенную наглость в виде проезда на красный свет. Чаще всего споры возникают из-за проезда одного из водителей на желтый или мигающий красный цвет. Что делать в такой ситуации?

 

Водитель может использовать себе в оправдание следующие аргументы:

 

Перекрестком (согласно пункту 1.10 ПДД) является: «начало закруглений краев проезжих частей», поэтому внимательней смотрите на месторасположение свое и оппонентов. Во-вторых, (согласно пункту 16.8 ПДД) водитель, если уже выехал на перекресток, обязан завершить маневр. Исключением из этого правила может являться только присутствие стоп-линий. Значит, что если вы начали движение по участку дороги, на котором край проезжей части закруглен, то, независимо от сигнала светофора (уже начал мигать зеленый, или загорелся желтый), обязаны переехать через перекресток. Кроме того, остальные водители, которым загорелся разрешающий сигнал, обязаны уступить вам дорогу (согласно пункту 16.5 ПДД).

Еще одно правило, свидетельствующее на вашу пользупункт 8.11. ПДД, в котором говорится, что если загорелся желтый свет или регулировщик поднял руку, но водитель не может остановиться, не применив экстренное торможение, то он имеет право продолжить движение, если оно не представляет опасности для других участников движения.

На практике можно часто столкнуться с тем, что сотрудники ГАИ, расположившись за перекрестком, останавливают водителей, совершивших подобное «нарушение». Вы же со своей стороны можете указать на то, что инспектор, находясь вдали от границы перекрестка, не может точно определить, в какой момент вы пересекли границу перекрестка, так как этому препятствует угол обзора. Вы же, находясь рядом, четко понимали, что совершаете разрешенное правилами ПДД движение.

Если сотрудник ГАИ непреклонен и принялся за составление протокола, тогда изложите свою точку зрения в объяснении к протоколу. Такое действие может помочь вам в суде. Чтобы оправдать себя вам понадобиться направить в суд ходатайства о получении планов перекрестка, на котором произошла спорная ситуация, а также позаботиться о вызове на заседание сотрудника ГАИ, который составлял протокол. На суде он будет проходить, как свидетель и ему будут заданы вопросы, разъясняющие ситуацию. В частности, можно будет попросить четко указать место расположения инспектора и нахождения «нарушителя», и, учитывая эти данные, посчитать расстояние между объектами. Если расстояние больше 30-40 метров, значит можно усомниться в том, что инспектор четко определил границу перекрестка. И тут вступает в силу статья 62 Конституции Украины, по которой, обвинение не может быть основано на предположении.

 

Итоги. Вы должны полагаться на здравый смысл и адекватно оценивать ситуацию. Мы не призываем вас регулярно «проскакивать на желтый». Но, если ситуация вынуждает к подобным действиям, то вы не являетесь нарушителем ПДД, и это реально доказать.

Вторая ситуациянерегулируемый перекресток, и один из участников движения не уступил дорогу другому транспортному средству. Если реальной опасности для участников движения не было создано, тогда водитель может доказать свою правоту, основываясь на ПДД.

 

Используйте следующие знания для разрешения споров о проезде нерегулируемого перекрестка.

 

Хотя, пункт 1.10 ПДД определяет обязанность «уступить дорогу» как «требование к одному из участников движения прекратить или не возобновлять движение, маневры (кроме освобождения занимаемой полосы), если это вынудит других участников движения к необходимости изменения скорости или направления движения». Это значит, что если вы не послужили причиной изменения направления или скорости для других водителей, значит вы не нарушили принцип «уступи дорогу».

Вынуждением, в данном случае является момент, когда участник движения был поставлен в аварийную ситуацию, и был вынужден маневрировать. Если же такая ситуация не имела места, значит ни о каком нарушении речь не идет. Ведь, как мы уже знаем, на предположениях невозможно строить обвинение, поэтому, если кому-то показалось, что вы могли бы создать аварийную ситуацию, то это абсолютно не ваши проблемы.

 

Итог. Аварийной ситуаций считается только ситуация реально приведшая к изменению направления или скорости участников движения. Если вы совершили маневр на пустой дороге или вдали от других машин, то никак не можете быть обвинены в создании аварийной ситуации.

 

Наша третья ситуация проезд пешеходных переходов. Итак, нарушил или не нарушил? Чаще всего сотрудники ГАИ очень строго относятся к таким нарушениям, защищая права пешеходов. Однако, пешеходы на наших дорогах и сами могут создавать серьезные помехи транспорту, а сами, даже послужив причиной ДТП, остаются ненаказанными. Но, тем не менее, водители, повинуясь п. 12.3, обязаны немедленно снижать скорость или объезжать нерадивых пешеходов, подвергая опасности себя, своих пассажиров и других участников движения.

Естественно, что пешеход менее опасен для транспортного средства, чем машина для пешехода. Но, предоставлять пешеходам право перехода также необходимо соблюдая ПДД. Иногда водителю приходится буквально продираться сквозь пешеходов, которые идут сплошным потоком в оживленных местах (на рынках, у вокзалов, на нерегулируемых переходах), и если не набраться определенной наглости, можно пропускать их несколько часов, в ожидании своей очереди на проезд. А, проехав, водитель тут же встречается с недружелюбным инспектором ГАИ, который пытается его оштрафовать за нахождение на переходе одновременно с пешеходами.

 

А на самом деле, водитель не совершил нарушение ПДД. Ведь (согласно пункту 18.1), водитель обязан снизить скорость, а остановиться только в случае создания опасности или препятствия для пешеходов. При этом, если пешеходы не находились на переходе, а только ступили на него, останавливаться не только не обязательно, но и может быть опасно для других участников движения. То есть, если вы заезжаете на переход, на котором нет пешеходов, вы останавливаться не должны. И если вас пытаются обвинить в нарушении, можете так и писать в объяснении, что переход был пуст, пешеходы находились на тротуаре, и пропускать их я не был обязан. И смело ссылайтесь на п. 18.1, который в данном случае полностью на вашей стороне.

Есть более сложная ситуация, когда транспортное средство движется по первой из полос на многополосной дороге, а пешеход находится на третьей полосе. Инспектор может остановить водителя, и утверждать, что он нарушил правила, не пропустив пешехода, однако, это не так. Ведь водитель не создавал ни препятствия, ни опасности для пешеходов, а значит, правил не нарушал.

Похожая ситуация и в случае, когда водитель поворачивает на перекрестке с пешеходным переходом. Нарушением считается только ситуация, когда из-за действий водителя пешеход был вынужден снизить скорость или изменить направление (как и любой другой участник дорожного движения, согласно пункту 1.10). Если траектория движения и скорость не меняется, то обязанность уступить дорогу не возникает.

 

Итог. Смело отстаивайте свою точку зрения перед инспектором ГАИ, а если не удается избежать составления протокола, тогда отражайте свою позицию в письменных пояснениях к протоколу.


Назад

 
Оставить отзыв
Закрыть

Отзыв:


Ваше имя:  

Ваше email:  

Число с картинки:   число